Нарушение речи у детей: виды, причины?
21 мая, 2024
Родители, безусловно, всегда обеспокоены вопросом: правильно ли развивается их ребёнок, не возникнет ли у него трудностей в будущем, когда он пойдёт в школу, не следует ли обратиться за помощью к специалисту, «пока ещё не поздно»? Обратите внимание на своего ребёнка — нет ли у него нарушений речи?
Дефекты речи — невозможность правильно произносить звуки при беседе. Это происходит из-за неправильной работы речевого аппарата.
Причины:
сильный испуг либо стресс;
травма;
неврологические расстройства;
нарушение функционирования ЦНС или ДЦП;
болезни инфекционного характера;
неправильное формирование либо повреждение речевого аппарата ;
наследственность;
глухота.
Условно все причины делятся на две группы: физиологические (связаны с повреждением артикуляционного аппарата) и неврологические (характеризуются повреждением участков мозга, которые отвечают за речь, и расстройством нервной системы).
Виды речевых нарушений:
1. Нарушения звукопроизношения
Наиболее часто у детей-дошкольников встречаются недостатки речи, связанные с нарушением звукопроизношения. Это может проявляться в неумении произносить определённый звук, его замене на другой или искажении. В младших группах детского сада обычно наблюдаются физиологические (возрастные) нарушения звукопроизношения, которые при благоприятных условиях исчезают самостоятельно по мере улучшения работы речедвигательного и речеслухового анализаторов.
2. Временные задержки развития речи
По различным причинам речь ребёнка может замедлиться на любом этапе её развития. Зачастую такие дети имеют словарный запас, который не соответствует их возрасту; развитие фразовой речи происходит с задержкой; сохраняются дефекты звукопроизношения. Причинами этого могут быть различные заболевания, перенесённые ребёнком в раннем возрасте. Особенно негативное влияние оказывают желудочно-кишечные заболевания, которые нарушают питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребёнок догоняет своих сверстников в речевом развитии; специальные занятия необходимы, чтобы помочь ему в этом.
3. Алалия
Характеризуется отсутствием или недостаточным развитием речи у детей в возрасте до трёх-пяти лет, несмотря на хороший физический слух. Это связано с нарушением работы речевых зон коры головного мозга, которое произошло ещё до формирования речи. Такие дети испытывают трудности в накоплении словарного запаса и построении фраз, а также заменяют одни звуки другими. Они могут использовать свою собственную речь, которую окружающие не понимают. Однако регулярные занятия помогают улучшить ситуацию, увеличивая словарный запас и улучшая фразовую речь, хотя ребёнок всё равно отстаёт в речевом развитии от своих сверстников.
4. Дислалия
Это нарушение произношения звуков, которое возникает при нормальном слухе и отсутствии проблем с иннервацией речевого аппарата. Существует несколько типов дислалии:
Физиологическая (возрастная) дислалия – часто встречается у детей в младших группах детского сада. Она может быть связана с возрастными особенностями работы речедвигательного и речеслухового анализаторов. При нормальных условиях эта проблема исчезает сама собой.
Механическая дислалия может быть вызвана различными нарушениями в строении периферического речевого аппарата. Это могут быть как врождённые, так и приобретённые дефекты, включая массивные и короткие подъязычные уздечки, изменения формы и размера челюстей, проблемы с зубами и другие. Важно отметить, что некоторые из этих дефектов могут быть компенсированы при правильном речевом воспитании.
Функциональная дислалия может возникать, если неправильное произношение ребёнка не исправляется, а наоборот, поддерживается окружающими. Например, когда родители и другие люди "сюсюкают" с ребёнком, вместо того чтобы научить его правильному произношению. Также функциональная дислалия может быть вызвана повышенной возбудимостью ребёнка или задержками в его психическом развитии.
При правильной и систематической работе над произношением все типы дислалии могут быть полностью исправлены к пяти-шести годам.
5. Дизартрия
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, вызванное органическим поражением центральной нервной системы. Отличительной чертой дизартрии является то, что она влияет на всю произносительную сторону речи, а не только на отдельные звуки.
Дети с дизартрией обладают ограниченной подвижностью речевой и мимической мускулатуры. Их речь характеризуется нечёткостью и смазанностью звукопроизношения, тихим голосом, нарушением ритма дыхания, потерей плавности речи и изменённым темпом речи.
Дизартрия возникает из-за различных вредных факторов, которые могут повлиять на плод во время беременности (вирусные инфекции, токсикоз, проблемы с плацентой), во время рождения (трудные или быстрые роды, вызывающие кровоизлияние в мозг новорожденного) и в первые годы жизни (инфекционные болезни мозга и мозговых оболочек, такие как менингит и менингоэнцефалит).
Дизартрия может иметь разные степени тяжести. Тяжёлые формы часто связаны с детским церебральным параличом и требуют комплексного лечения у логопеда и врача в специализированных учреждениях, таких как детские сады и школы для детей с тяжёлыми речевыми расстройствами и нарушениями двигательного аппарата.
6. Нарушения речи при снижении слуха
Развитие речи у слабослышащих (тугоухих) детей зависит от времени появления тугоухости, степени потери слуха, общего состояния ребенка и характера медико-педагогической помощи в каждом конкретном случае. Даже небольшая потеря слуха, произошедшая до того, как развилась речь (в возрасте около 2,5-3 лет), может привести к её недоразвитию. Если же тугоухость наступила после трёх лет, речь ребёнка остаётся понятной и легко корректируется. Тугоухость часто является последствием осложнений после перенесённых заболеваний, таких как грипп, скарлатина, корь, частые насморки. Заботливые родители стараются предотвращать насморк и другие болезни носоглотки, которые могут спровоцировать заболевания ушей. Если у ребёнка обнаружена значительная потеря слуха, его следует направить в специализированный детский сад. При лёгких степенях тугоухости дети обычно посещают обычный детский сад, а воспитатели помогают развивать речь, консультируясь с отоларингологом и логопедом.
7. Заикание
Ребенок, страдающий от заикания, демонстрирует в своей речи вынужденные паузы или повторения определенных звуков и слогов. Чаще всего заикание проявляется у детей с ослабленной нервной системой в возрасте от двух до пяти лет. Для своевременной помощи ребенку важно не пропустить первые симптомы заикания:
употребление лишних звуков ("а", "и") перед некоторыми словами;
повторение начальных слогов или целых слов в начале предложения;
вынужденные паузы в середине слова, фразы;
затруднения при начале разговора.
Основой причиной заикания является слабость центральной нервной системы. Причины возникновения заикания разнообразны. Оно может появиться после серии инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Заикание также может возникнуть после испуга или при продолжительной психологической травме - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку со стороны окружающих его людей. Заикание может быть вызвано внезапным ухудшением жизненных условий (обстановки, режима). Заикание часто встречается у детей с ранним развитием речи, чьи родители читают им большое количество стихов, сказок, постоянно просят рассказывать истории, часто заставляют выступать на публике.
8. Ринолалия
Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Существуют два типа ринолалии: открытая и закрытая. При открытой ринолалии воздух при речи проходит через нос, а не через рот. Это может произойти из-за расщепления твердого и мягкого нёба, или из-за пареза мягкого нёба после дифтерии. Так как мягкое нёбо отсутствует или его функционирование недостаточно для создания барьера между ротовой и носовой полостями, воздух свободно проходит через нос, делая речь неразборчивой и придавая ей носовой оттенок.
Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как до, так и после операции. До операции у ребенка готовят мышцы и ткани, учат направлять воздушную струю через рот и воспроизводить возможные звуки. После операции ставят звуки. Хирургическую коррекцию проводят по рекомендации врача, и обычно к началу школьного обучения ребенок, регулярно занимающийся с логопедом, полностью исправляет свою речь. Родители должны помогать ребенку вводить новые звуки в речь. Более того, они могут значительно помочь ребенку, играя с ним в игры, направленные на развитие речевого дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению следует уделять особое внимание выполнению упражнений таким ребенком. Если они не получаются, следует провести дополнительные индивидуальные занятия.
9. Нарушения голоса
Одним из нарушений голоса, которые могут возникнуть у детей дошкольного возраста, является дисфония. При дисфонии голос может стать слабым или хриплым. Если не обратить на это внимание вовремя, нарушение может стать постоянным и привести к органическим изменениям в голосовом аппарате. Дисфония может быть вызвана постоянным перенапряжением голоса, например, из-за слишком громкого разговора, пения или крика. Также она может возникнуть из-за несоблюдения правил гигиены голоса при пении или частого подражания голосам кукол, взрослых или звукам, таким как свистки паровоза или гудки автомобиля. Аденоидные разрастания в носу также могут способствовать развитию дисфонии, так как они затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании воздух не очищается, не согревается и не увлажняется, как это происходит при носовом дыхании, что может привести к хроническим воспалительным процессам в гортани и изменению голоса.
Если вы обнаружили дефекты речи у ребёнка или взрослого, обратитесь за помощью к специалисту — логопеду или дефектологу.