Развитие ребенка: спорт и когнитивные способности, есть ли связь?

7 октября, 2024
Развитие ребенка: спорт и когнитивные способности, есть ли связь?

В последние годы произошли изменения в образе жизни различных возрастных групп, включая детей, особенно младшего возраста. В отличие от своих сверстников, живших несколько десятилетий назад, современные дети ведут все более сидячий образ жизни, проводя время за компьютерами и просмотром телевизора. Такой образ жизни приводит к тому, что они пренебрегают физической активностью, которая была характерна для этого периода развития. Наш врач-невролог, Ершова Наталия Сергеевна, подготовила статью, в которой рассказывает, как занятия спортом влияют на умственное развитие и психическое здоровье детей.

Детство – самый важный период для когнитивного развития человека. Во времена, когда дети менее активны, поскольку обучаются дистанционно и больше времени проводят дома, важность исследований положительного влияния спорта на физическое здоровье, психическое здоровье и когнитивные функции имеет решающее значение.

Когнитивные функции головного мозга отвечают за способность воспринимать окружающий мир, обрабатывать информацию с помощью применения логических навыков, концентрации, внимания, навыка наблюдения, а также генерировать новые идеи.

Существует небольшое количество публикаций, в которых исследуется влияние занятий спортом на когнитивные функции детей дошкольного возраста, а также то, какие когнитивные функции развиваются с помощью каких спортивных дисциплин. В этих исследованиях были проанализированы области внимания, мышления, речи, обучения и памяти, связанные со спортом и детством, и результаты продемонстрировали, что занятия спортом в раннем детстве положительно влияют на умственное и психоэмоциональное развитие детей:

Психическое здоровье

Ограниченная физическая активность, а часто и полное ее отсутствие, приводит к различным проблемам со здоровьем, включая проблемы с осанкой (такие как идиопатический сколиоз), соматические заболевания, избыточный вес и ожирение, проблемы с кровообращением и.т.д.
Помимо вышеупомянутых проблем, появляется все больше свидетельств взаимосвязи между недостаточной физической активностью и мерами по охране психического здоровья. Было доказано, что занятия спортом являются фактором защиты от соматических заболеваний и патологического поведения. Спорт обеспечивает равновесие между требованиями группы и индивидуальными запросами, между агрессивным поведением и самоконтролем. Это развивает у детей и подростков чувство принадлежности к группе и учит справляться как с победой, так и с поражением. Повышенная восприимчивость подростков к рискованному поведению связана с еще не сформировавшейся системой когнитивного контроля, которая отвечает за импульсы, связанные с вовлечением в рискованное поведение. Регулярная физическая активность также приводит к улучшению кровообращения и снабжению мозга кислородом, увеличению плотности костей и мышц и большей устойчивости к стрессу.

Согласно рекомендациям всемирной организации здравоохранения, дети должны уделять физической активности не менее 60 минут в день (например, ходить в школу пешком, подниматься по лестнице и ездить на велосипеде). Кроме того, дети должны укреплять свои мышцы и кости с помощью силовых тренировок не реже двух-трех раз в неделю.

Внимание

У детей, которые занимаются физической активностью, также улучшается способность концентрировать внимание. Перекрестные исследования показывают, что в отношении когнитивной гибкости и оперативной памяти регулярность и интенсивность физической активности у детей в возрасте 13-14 лет положительно влияет на их способность концентрировать внимание на заданной задаче. Этот эффект особенно заметен после третьего часа занятий в классе; в это время процессы, связанные с вниманием и сосредоточенностью на заданной задаче, как правило, ухудшаются. Учащиеся, которые регулярно занимаются спортом, также спокойнее ведут себя на уроках.

Наиболее интенсивное развитие всех компонентов исполнительных функций, особенно когнитивной гибкости, происходит в школьном возрасте, обычно в возрасте от 7 до 12 лет. Когнитивная гибкость, или способность нашего мозга адаптировать наше поведение и мышление к новым, изменяющимся или неожиданным ситуациям, требует одновременного подавления доминирующей реакции наряду с запоминанием и активацией новой, т.е. она развивает такие важные навыки как:

  • Эффективное функционирование рабочей памяти, отвечающей за временное хранение информации, подлежащей обработке, что способствует формированию сложных когнитивных функций, таких как речь и операции с символами. Рабочая память помогает запоминать инструкции и этапы плана действий, а также сравнивать альтернативы.
  • Эффективное функционирование системы контроля торможения, то есть способность воздерживаться от импульсивного поведения, сохранять концентрацию внимания и добиваться поставленных целей, несмотря на отвлекающие факторы, что также обуславливает стабильность и избирательность внимания.
Язык

Исследования подчеркивают положительное влияние физической активности на развитие более широкой лексической сети и понимание значения слов, а также на большую способность обнаруживать синтаксические ошибки и орфографические показатели. Кроме того, было обнаружено, что занятия спортом положительно влияют на понимание языка учащимися начальной школы. Исследования, показали, что комплекс физических упражнений и жестикуляции у детей дошкольного возраста позволяет достичь наилучших результатов в изучении лексики иностранного языка.

Поздний период детства и развитие мозга

Базовое развитие двигательных, когнитивных и социальных навыков, которые имеют решающее значение для дальнейшего развития, происходит уже в раннем и среднем детском возрасте.

Позднее детство (предподростковый возраст) наступает в возрасте 10-12 лет. В этот период дети претерпевают ряд биологических, психических и социальных изменений. Наибольшее развитие извилин лобной и височной долей, как правило, происходит в возрасте до 12 лет. В это время мозг созревает и развивается очень быстро, что, в свою очередь, делает его особенно подверженным влиянию окружающей среды (как положительному, так и отрицательному). Недавние исследования показывают, что повышение когнитивных способностей детей и подростков сопровождается снижением плотности серого вещества, что вызвано потерей одних синапсов и одновременным усилением других. Плотность серого вещества достигает максимума, а затем снижается примерно на половине 11-го года жизни у девочек (все еще в позднем детском возрасте) и примерно на 14-м году жизни у мальчиков (уже в подростковом возрасте). В то же время содержание белого вещества в головном мозге увеличивается, что связано с процессами миелинизации клеток и повышением эффективности проведения импульсов. Это интенсивное развитие и созревание мозга также отражается на функционировании лимбической системы, которая в этот период особенно чувствительна к информации из окружающей среды. Стоит отметить, что в этот период повышается пластичность мозга, что, с одной стороны, может помочь в поиске решений новых задач, но, с другой стороны, отвечает за беспомощность, поскольку может является причиной чувствительности ко всем видам стресса и токсичным веществам в окружающей среде.

Физические упражнения улучшают кровообращение, что приводит к лучшему снабжению мозга кислородом, а также обеспечивает его питательными веществами. Занятия спортом оказывают положительное влияние на все системы: двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, гормональную, иммунологическую и нервную. Таким образом, он стимулирует созревание двигательных зон головного мозга, что, в свою очередь, влияет на развитие моторики и увеличивает скорость проведения нервных импульсов. Дети школьного возраста, которые ежедневно уделяют интенсивной физической активности не менее часа, демонстрируют значительно лучшие когнитивные функции, и исследователи подчеркивают, что, несмотря на эти неоспоримые преимущества, только около трети детей регулярно занимаются спортом.

Заключение

Результаты большинства исследований, представленных в этом обзоре, указывают на то, что занятие спортом важны для развития физических возможностей (например, физической подготовленности, двигательных навыков) детей в позднем детстве, для их психических ресурсов (включая когнитивное функционирование и исполнительные функции, которые представляют для нас особый интерес: мотивация, способности для постановки целей, самоконтроля и эмоционального функционирования), а также для их социальных ресурсов (например, социальная поддержка, воспитание позитивных ценностей и этикета). Эти результаты актуальны независимо от того, является ли физическая активность неорганизованной игрой или организованной деятельностью, например, в спортивном клубе или на школьных мероприятиях.

У детей дошкольного возраста эффективное когнитивное функционирование также требует не только адекватного коэффициента интеллекта (IQ), но и высокого уровня развития исполнительных функций (таких как мотивация, способность ставить цели и самоконтроль), чему способствуют занятия спортом. Конечно, другие виды деятельности, которыми занимаются дети, такие как игра на музыкальном инструменте, также связаны с когнитивным функционированием, но физическая активность, как наиболее естественная для детей этого возраста, наиболее желательна. Таким образом, результаты показывают, что стоит начинать заниматься спортом в раннем детстве, поскольку это положительно влияет на развитие когнитивных и эмоциональных функций в будущем.

Научные материалы

Для подготовки статьи были использованы следующие источники:
1.Ilona Bidzan-Bluma and Małgorzata Lipowska, [Physical Activity and Cognitive Functioning of Children: A Systematic Review], Int J Environ Res Public Health. 2018 Apr; 15(4): 800.
2.Cox E.P., O’Dwyer N., Cook R., Vetter M., Cheng H.L., Rooney K., O’Connor H. Relationship between physical activity and cognitive function in apparently healthy young to middle-aged adults: A systematic review. J. Sci. Med. Sport. 2016;19:616–628.
3. De Greeff J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: A meta-analysis. J. Sci. Med. Sport. 2018;21:501–507.

Другие статьи
Смотреть все